Банк «Хлынов» совместно с историком и автором проекта Пешком по Вятке Антоном Касановым продолжают серию публикаций о состоятельных людях Вятки. На этот раз вы узнаете о крупном судовладельце с тремя классами образования, символе «российской мечты» Якове Тырышкине. О его соревновании с Тихоном Булычевым, а также акциях и делах, за которые его полюбил вятский народ.
В начале прошлого века имя вятского предпринимателя Якова Тырышкина являлось синонимом успеха. В отличие от многих других богатых вятчан Яков Фомич не являлся представителем родовитого купечества, а пробился на вершину с самого низа своим упорным трудом. Выходец из простого крестьянского рода, Тырышкин получил очень скромное образование: всего три класса в школе села Быстрица. Но уже с 16 лет занялся он извозным промыслом, перевозя с 1855 г. разнообразные товары между Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Вяткой и другими городами. В 1870 г. на правах временного 2-й гильдии купца открыл в г. Вятке транспортную контору. В 1874 г. он уже вятский 2-й гильдии купец, через 8 лет – купец 1-й гильдии. В 1880 г. Яков Тырышкин основал собственное буксиро-пассажирское пароходство и вошел в среду купечества 1-й гильдии, поравнявшись в статусе и размере капитала с таким богатым и родовитым предпринимателем как Тихон Булычев.
Бизнес Тырышкина очень активно развивался и если первоначально его флот, состоявший всего из трёх пароходов, мог претендовать только на шестое место в вятском судоходстве, то уже к середине 1880-х годов новое «Пароходство и транспортирование кладей Я. Ф. Тырышкина» прочно заняло второе место по объёмам перевозок пассажиров и грузов по реке Вятке. Однако статус второго после Булычева «хозяина реки Вятки» не устраивал Тырышкина и долгие годы два пароходных магната бодались за первенство на рынке перевозок грузов и людей. Причем эта «холодная война» пароходовладельцев шла с переменным успехом. Например, в навигацию 1888 г. Булычёв заключил с преуспевающим конкурентом конвенцию о совместной деятельности, которая, по мнению Тырышкина, в итоге принесла ему больше вреда, чем пользы. Историки считают что подобную «совместную деятельность» Булычёв превратил в одну из форм скрытой конкурентной борьбы. Подобным образом он избавился в 1875 г. от пароходовладельца Эдуарда Гакса. В 1899 г. Тырышкин, доведя численность флота до 12 пароходов, смог «пускать» их ежедневно. В ту же навигацию главные конкуренты наконец-то пришли к соглашению соблюдать известную очередь в отправке пароходов: булычёвские отходили из Вятки в 8 часов утра, а пароходы Тырышкина в 2 часа дня.
Соперничество Булычева и Тырышкина на реке для горожан имело свои плюсы и минусы: с одной стороны это способствовало снижению цен на перевозки, с другой, известны были даже такие формы соперничества как гонки пароходов-конкурентов. Тырышкинские пароходы бывалая публика считала более «человеколюбивыми», способными за меньшую плату оказывать больше услуг. Яков Фомич придумывал и интересные акции для привлечения клиентов. Так, известный мемуарист А. А. Прозоров писал, что в праздничные дни вместе с купленным билетом пассажиру третьего класса в кассе пароходства выдали также булку и стакан водки. Пятидесятипроцентные скидки на билеты давались учащимся и сельским учителям. В отличие от других пароходств отношение к матросам у Тырышкина было более уважительным и гуманным, и именно Яков Фомич первым из местных судовладельцев стал страховать в обществе «Россия» своих подчинённых, которые на реках часто подвергались опасности.
В 1900 г. пароходства Булычёва, Тырышкина и Александрова объединились для совместной работы под фирмой «Булычёв», а через два года их владельцы организовали акционерное Товарищество Вятско-Волжского пароходства, прозванное в народе «пароходной монополией». В общее владение Товариществу Я. Ф. Тырышкин, помимо 12 пароходов, передал 34 баржи и баркаса, 8 пристанских дебаркадеров. В правлении Товарищества он занял пост директора, владея вместе с сыновьями Александром и Иваном 960-ю паями (больше было только у Т. Ф. Булычёва – 1553 пая). Помощниками во всех делах Тырышкина были его сыновья – Александр, Иван и Павел. В их честь Яков Фомич назвал свои пароходы. Сыновья Тырышкина работали агентами фирмы: Александр в Москве, Павел в Астрахани, Иван – в Саратове и Казани. Гордился Тырышкин и своими внуками. Один из них – Николай Александрович стал героем Первой Мировой войны, участвовал в двух боях и был убит «разрывной пулей при контратаке на батарею, которую он сам ранее взял». За геройский поступок его наградили орденом Св. Георгия 4-й степени.
Яков Тырышкин как и другие вятские купцы вел очень активную общественную деятельность. Яков Фомич и Александр Яковлевич были гласными вятской городской думы, придерживался консервативных политических взглядов. Долгие годы Тырышкин-старший был старостой Донской (Стефановской) церкви, которой активно помогал. После его смерти вдова Якова Фомича пожертвовала храму 500 рублей золотом. Много купец сделал для помощи пострадавшим от неурожаев, совместно с П. П. Клабуковым участвовал в создании приюта-прибежища для слепых. Там лишённые зрения или слабовидящие обучались различным ремёслам, что давало им возможность зарабатывать на кусок хлеба. Пароходство Тырышкина в начале прошлого века также отметилось тем, что именно корабли Якова Фомича перевозили вагоны-платформы из Нижнего Новгорода во время строительства Пермь-Котласской железной дороги. Таким образом, Яков Фомич внес вклад в железнодорожное строительство в Вятской губернии, столь важное для развития региона.
Яков Тырышкин скоропостижно скончался, будучи в Казани в сентябре 1903 г. Его тело на пароходе «Дед» с приспущенным флагом доставили в Вятку, где большие массы горожан встречали гроб с телом уважаемого пароходовладельца. Вятчанам запомнился образ предпринимателя: в отличие от англомана и модника Булычева Тырышкин выглядел как «простой степенный русский мужик в длиннополом кафтане и сапогах». Впрочем, заурядная внешность не должна была обманывать: Яков Фомич обладал уникальными качествами: трудолюбием и удивительной работоспособностью, что предопределило его успех.
Наступившая в 1917 г. революция уничтожила бизнес и карьеру всего слоя вятского купечества, конечно, пострадали и наследники Тырышкина. Известно, что Иван Яковлевич в первое десятилетие советской власти жил в поселке Аркуль, где работал в плановом отделе судоремонтного завода. Он стал очевидцем крайне неприятной сцены: при перестройке названного в свою честь парохода «Иван» Тырышкин увидел, как его имя было закрашено, а поверх него нанесено новое – «Бебель».
Потомки Тырышкина после революции разъехались по России, но и сегодня не теряют связи с Вяткой и помнят о своем именитом предке. Так, известно, что основатель андеграундного движения художников «Митьки» из Санкт-Петербурга Дмитрий Владимирович Шагин является праправнуком Я. Ф. Тырышкина и вспоминает о своем предке по линии матери буквально в каждом интервью. Не удивительно, что морская тематика в творчестве Шагина всегда являлась ключевой. Праправнук Якова Тырышкина Серго Шелестов сегодня живет в Тбилиси, он архитектор по образованию (окончил Тбилисскую академию художеств) и дизайнер по профессии (член Союза дизайнеров СССР). О своем предке он в интервью «Кировской правде» отзывался так: «Для меня эти люди – Яков Фомич и Александр Яковлевич Тырышкины – и, хочется думать, не только для меня, являются символами «русской мечты», которая в отличие от «американской», помимо личного обогащения, подразумевает ещё и человеколюбие, и заботу о ближних, а, главное – о душе своей. Оттого и строили храмы, попечительствовали, были блюстителями духовной семинарии Вятки. Оттого, что всего добились сами и ценили труд и достоинство простых людей». Еще одним потомком Якова Тырышкина является кировский архитектор Михаил Григорьевич Лихачёв, сын одной из пяти дочерей судовладельца Анны Яковлевны.
Автор: Антон Касанов, историк, автор проекта Пешком по Вятке.
Иллюстрации: предоставлены автором.